Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

г. Ликино-Дулёво

   Специальный выпуск газеты "Ликино-Дулевское Православное слово", посвященный истории храма.

 

 

Местечко Дулёво, возникшее при фарфоровом заводе (основан в 1832 г.), долго не имело православного храма. Православные ходили на богослужения в с. Гора - за 4 км, если напрямик лесом и полем.

   Когда в этом селе был выстроен кирпичный храм (существует и сейчас, его колокольня видна издалека), прежний деревянный стал не нужен. Рабочие-фарфористы решили перенести его в Дулёво. Они собрали на покупку 2000 рублей (стоит заметить, что квалифицированный рабочий получал в ме­сяц не более 25 рублей, а большинство втрое-вчетверо меньше). Недостающую сумму дал вла­делец завода Матвей Сидорович Кузнецов, хотя сам был старообрядцем. Он также выделил вновь образуемому приходу 32 десятины земли: деся­тину под усадьбу, две были заняты дровяным ле­сом, остальная земля пахотная. Храм разобрали и вновь возвели на новом месте - почти напротив нынешнего храма, через дорогу.

   Дулёво относилось к Покровс­кому уезду Владимирской губернии. 8 мая 1887 г. ар­хиепископ Владимирский Феогност (Лебедев, на Владимирской кафедре был с 1878 по 1892 г.) освятил храм (он был однопрестольным) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Завод рос, прихожан становилось больше. В 1890 году храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой. На западном конце (дальнем от дороги) находилась колокольня.

   В церкви обращала на себя внимание большая икона в майолико­вом киоте. Её в 1894 г. поместили здесь служащие завода в память об избавлении царской семьи от опасности 17 октября 1888 г. В тот день император и его близкие чудом избежали гибели при крушении поезда в районе станции Борки под Харьковом.

   С середины 1890-х до 1908 г. настоятелем Иоанно-Богословского храма в Дулёво был священник Сергий Красовский (ум. 1926 г., по­хоронен в ограде храма с. Воинова Гора). В статье преподавателя церковной истории и истории раскола Владимирской духовной семинарии С. Троицкого "Поездка в с. Дулёво" ("Владимирские епархиальные ве­домости", №16 за 1904 г.) дана живая картина села, описывающая и деятельность настоятеля местного храма: "Дулёво... расположено среди соснового леса и... должно представлять все удобства и прелести деревенской дачной жизни... Но здесь находится одна из фабрик известного Кузнецова, и это накладывает свой отпечаток на быт местных обитателей. Пе­ред нами является печальная картина тяжелого фабрично­го труда..." Из беседы С. Тро­ицкого с О. Сергием Красовским мы узнаём, что 15-20% работающих на фабрике уми­рают от чахотки, а ещё боль­ше становятся инвалидами и уезжают умирать на родину. На их место тут же приходят здоровые люди. При тяжёлых условиях труда и быта люди находили укрепление в молитве.  О. Сергий Красовский благолепным и истовым богослужением, проповедью, преподаванием в местной школе утверждал в душах людей право-1908 г. он был переведён в храм Рождества Божией Мате­ри в с. Орехово. Последним местом служения о. Сергия Красовского был храм с. Головине (в наше время в Петушинском р-не Владимирской обл.). В 1897 г. причт Дулёвского храма состоял 2 из настоятеля - священника Сергия Красовско­го, диакона о. Феодора Овчининского, псалом­щика Петра Успенского. При численности рабо­тавших на заводе 1400 человек прихожанами православного храма были 521 мужчина и 410 женщин. Один путешественник, посетивший Дулево в начале XX в., так описывает своё впечатление от Иоанно-Богословского храма и религиозности жителей села: "Мы были свидетелями усердного посещения церкви фабричными рабочими. К сожалению, местная Дулёвская церковь, построенная на средства самих рабочих, не может вместить всех желающих молиться. Многим из пришедших в храм приходится стоять на улице, перед закрытыми церковными дверями. Между тем в церкви совершается благо­лепное богослужение при служе­нии диакона и с клиросов разда­ется прекрасное стройное пение местных хоров. Тяжело в такие минуты стоять только около церкви". Такое положение дел вызывало мысль о необходимости построения второго храма.

   В Дулёве наряду с православной церковью существовала прекрас­ная домовая старообрядческая церковь с фарфоровым иконоста­сом, принадлежавшая хозяевам фабрики. В 1908 г. была выстроена рядом с заводом большая старообрядческая пятиглавая церковь Покрова Божией Матери, архитектор Н.А. Тютюнов, снесена в 1930-50 гг. Некоторое время в Дулёве жил старообрядческий (австрийско­го священства) архиерей Иоанн Картушин. В Дулёвском храме проводились прения о вере, собиравшие народ со всей округи. В день собеседова­ний, проводимых епархиальным миссионером о. Александром Анципетровым (товарищем по семинарии о. Овчининского) в "гусляцком поезде" (Орехово - Куровское) все говорили только об этом событии. Старообрядцы для защиты выписали из разных мест начётчиков. (Из Москвы приезжал Климент Перетрухин, секретарь при Духовном Совете, один из виднейших защитников австрийской ста­рообрядческой иерархии, автор книги "Меч духовный"). Собеседова­ния сопровождались горячими спорами. Но часто, по выражению со­временника, описавшего одно из таких прений, "искреннее изыска­ние истины отходило на задний план, и первенствующее значение получало стремление собеседников поста­вить друг друга в затруднительное положе­ние... Но при настоящем состоянии нашего народа, который идет ощупью за другими в деле веры, внешнее поражение врага имеет часто решающее значение при избрании ре­лигиозного пути". Неспокойная религиозная обстановка требовала внимания настоятеля по всем сторонам жизни общины.

   С 1892 г. дьяконом в Дулёвском храме был о. Феодор Овчининский. Он родился в 1870 г. во Владимирской губернии, рано остался без родителей, воспитывался в семье дяди - свя­щенника Николая Михайловича Овчининского (сын которого Владимир, став­ший врачом, впоследствии был вос­приемником дочери о. Феодора). По окончании Владимирской духовной семинарии (на фотографии будущий о.   Фёдор" среди товарищей - в цент­ре) был определён диаконом к Иоанно-Богословскому храму в с. Дулёво. О. Феодор приехал с супругой Марией Ивановной (урождённой Введенской, на фотогра­фии слева от о. Фёдора) и сестрой Екатериной. Одна черта характера мо­лодого о. Фёдора сразу бросалась в глаза - его доброта. Человек, впервые его видевший, так описал встречу с ним: "Благодушный отец диакон встречает нас радушно".

   Здесь у о. Феодора и Марии Ивановны родились сын Алексей в 1895 г. и дочь Гла­фира (Галина) в 1897 г. К 1908 г. о. Феодор стал настоятелем. В 1911 г. он получил свою первую священническую награду - набед­ренник. В 1913 г. причт храма состоял из на­стоятеля, диакона о. Василия Крылова и пса­ломщика Николая Невского (позднее диакон в церкви с. Гора). В Дулёво о. Фёдор вёл раз­меренную трудовую жизнь, богослужения чередовались с работой в саду и на огороде (огородничество стало жизненной необходи­мостью, когда о. Фёдор, после революции, лишился имущества и возможности служить в храме). В свободное вре­мя всей семьей ездили на родину жены в с. Аргунове. О. Феодор не только служил в храме, но и преподавал Закон Божий в Дулёвском начальном училище, где на­считывалось 183 ученика. Там же учительницей была его сестра Екатерина Алек­сеевна. Она сочувствовала революционным настроениям и у себя на квартире собирала молодежь для чтения подпольной литературы, ко­торую прятала у брата (в курятнике), поскольку у священника искать не стали бы. По воспоминаниям современников, о. Феодор об этом знал. Другая дулёвская революционерка, связанная с большевика­ми Дельница М.А. Говоркова, была крёстной матерью дочери о. Фёдора.

   Тем не менее, после Октябрьской революции он пережил выселе­ние из дома, потерю имущества и в начале 1930-х годов не по своей воле прекратил служение. По словам его внука, в одном только,1932 году его дважды арестовывали, помещали в Ореховскую тюрьму. За о. Феодором следили, задерживали и угрожали всякий раз когда, он совершал крещение или молебен. Каким тяжелым был 1932г. для общины храма, видно ещё и из того, что в этом году от сердечной болезни умер церковный староста  В.И. Матвеев. Лишённый крова о. Фёдор нашёл приют в доме своей дочери Галины Фёдоровны Гри­горьевой (1897-1987, на фото она сидит выше всех), преподаватель­ницы иностранного языка, вышед­шей замуж за санитарного врача фабричного посёлка. 30 сентября 1935 года о. Феодор скончался. Он похоронен у алтаря церкви в с. Кабаново, потому что кладбище в Дулёве было закрыто в 1934 г. и в 1956г уничтожено. Комсомольцы на субботнике сбросили надгробия в большую яму и закопали.

    В Дулёве пропаган­ду безбожия вели "лучшие" силы страны Советов. В 1920 г. га­зета "Правда" прово­дила в Дулёве антирелигиозные лекции, организовала кружок безбожников. Сама Мария Ильинична Ульянова приезжала устраивать первые октябрины - советский слепок с крестин.

    До 1920 г. церковным старостой был Василий Николаевич Грачёв - о нём расскажем ниже. Последний церковный староста Иоанно-Богословского храма, Василий Иванович Матвеев, был человеком глу­боко верующим. Тяжкая ноша - защита храма от покушений безбож­ных властей - преждевременно све­ла его в могилу в 1932 г. Глубоко ве­ровали и все члены семьи Василия Ивановича. Сын Алексей был в хра­ме звонарём и погиб в Великую Оте­чественную войну. Дочь Клавдия пела в церковном хоре, а после ги­бели Иоанно-Богословского храма стала петь в единственном уцелев­шем храме района – Троицком в погосте Берёзовка (народное название- Десятая Пятница, разорён в 1953 г.)

Но промыслом Божиим дулёвские прихожане не остались без хра­ма. Ещё в самом начале XX века зародилась мысль о построении каменного храма. Воплотил её Василий Николаевич Грачёв (1861-1920). Он родился в Дулёве, у него было 5 братьев и 2 сестры. Жили в казарме в одной комнате, дома у них было бедно, но чисто. Васи­лий работал на заводе Кузнецова и с юных лет был певчим в церкви, потом псаломщиком, был избран церковным старостой и оставался им до конца дней. Он нёс тяжкий труд по сбору средств, закупке ма­териалов, наблюдению за строительством нового каменного храма - и всё это не оставляя забот о старом.

   В 1920г. Василий Николаевич и его младший сын Георгий заболе­ли тифом. Георгий Васильевич Грачёв рассказывал, что в больнице были голод и холод. Василий Николаевич много молился, отдавал свой больничный паёк сыну, сильно ослаб, умирал в памяти. Перед смертью прошептал: "Сынок, а наш храм всё-таки будет жить. Бог с нами, Он поможет верующим, ты доживешь до тех дней, хотя и бу­дешь много страдать..." Эти слова отца Георгий Васильевич пере­сказал дочери Людмиле Георгиевне, которая увидела возрождение храма. Похоронили Василия Николаевича рядом с Иоанно-Богословским деревянным храмом. Когда тот был снесён, то разорили и моги­лу, на этом месте сейчас 5-этажный дом. Но мы верим, что возрожде­нию нашего храма помогают молитвы Василия Николаевича, о. Сер­гия, о. Феодора, Василия Ивановича и многих других подвижников благочестия г. Ликино-Дулёво.

Проект храма был заказан владимирскому епархиальному архи­тектору Леониду Михайловичу Шереру (авторство проекта установ­лено священником Олегом Пэнэжко). По свидетельству старожилов, он лично на тройке приезжал в Дулёво, тщательно осмотрел мест­ность и выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. 21 апреля 1912 г. им подписаны чертежи каменного храма, 15 июня того же года они утверждены строительным отделе­нием Владимирского губернского правления.

   Насколько трудно было возво­дить храм, видно, например, из опуб­ликованного во "Владимирских епар­хиальных ведомостях" отчёта Л.М. Шерера, в 1911г. делавшего при­стройку в женском епархиальном училище. В значительной части от­чёт посвящён мерам экономии, предпринятым для того, чтобы уло­житься в смету, потому что строи­тельные материалы дорожали не по дням, а по часам. Война и рево­люция всё более затрудняли работы. К 1917г. было полностью со­оружено здание церкви, но без отопления, без внутренней отделки, для пола успели завезти доски, для колокольни только заложили фун­дамент. В 1917г. строительство совсем остановилось.

   В 1923 году верующие просили разрешения достроить, но получи­ли отказ. Церковь была переоборудована под общежитие, для чего внутреннее пространство перерезали межэтажными перекрытиями, в стенах вместо тройных окон проломали безобразные квадратные проёмы, в алтарях устроили умывальни и туалеты, а своды пробили для установки печей-буржуек. С середины 50-х церковь служила скла­дом, к началу 70-х заброшена и понемногу разбиралась на кирпич. Ставился вопрос о её сносе, дважды она обследовалась подрывниками, но приме­нённые Л.М. Шерером материалы, новые для начала XX в. (пилоны и своды храма из монолитного железобетона), сделали снос весьма хлопотным.

Почин открытия Иоанно-Богословского храма принадлежит настоятелю Кабановского храма священнику Василию Из­векову, первым старостой стал Д.М. Шорохов. Весной 1991г. храм был передан общине верующих, и в день его престоль­ного праздника состоялся первый моле­бен. Храм стоял без крестов и куполов, полностью утрачена была одна из главок, на крыше росли деревья толщиной до 10-15 см. В стенах церкви зи­яли огромные пробоины, отсутствовали полы, двери, окна, отопле­ние, полностью разрушен 3-й и частично 2-й и 1-й ярусы кирпичной кладки закомарного покрытия. Храм долго служил свалкой мусора при ремонте окрестных домов, вокруг него нарос слой, который архе­ологи называют "культурным", толщиной до метра. Уборка мусора, откапывание подвалов, устройство отопления заняли 1991-92 гг.

2 февраля 1992г. настоятелем назначен священник Олег Пэнэжко.

Широкие восстановитель­ные работы начались в 1993 г. с помощью Дулёвского фарфорового завода. С разрешения его директора М.Б. Борисова и главного инженера А.Г. Поспелова община получила возможность разме­щать заказы на изготовление дверей и оконных рам в строительном цехе завода, его рабочие участвовали в восстановлении кирпичной кладки,  штукатурили, настилали полы. Настоятеля кон­сультировала по вопросам строительства на­чальник стройцеха ДФЗ Ж.Г. Киселёва. Собран­ные в общине деньги позволили заказать на Ликинском автобусном заводе 5 крестов, ныне увен­чивающих храм, а с помощью администрации го­рода (распоряжение мэра В.Н. Тютюнькова) оп­лачены изготовление на том же заводе четырёх малых куполов и работа подъёмного крана. Почти шесть деся­тилетий над городом не простирался символ нашего спасения, и вот 15 января 1994г., в день памяти преподоб­ного Серафима Саров­ского, бригада, состо­явшая  из  прихожан храма   -   Ю.Попов, Е.Новосёлов, М.Рас­сказов, С.Захаров, А.С­мирнов, - установила на 35-метровой высоте главный крест.

В январе 1994г наш храм посетила великая княгиня Леонида Георгиевна Романова. Прихожане запомнили её слова: "Я верю, что ваш храм будет восстановлен и будет прекрасен".

   Проект восстановления верхней части храма выполнен архитектором Е. Саловым (Евгений Петрович сделал эскизные проекты всех зданий церковного двора безвозмездно). Общий замысел ансамбля принадлежит настоятелю храма о. Олегу.

Рабочие чертежи выполнены Орехово-Зу­евским МПИП (руководитель Б.В. Егоров). Кирпич доставлялся транс­портом Ликино-Дулёвской автобазы (директор Н.А. Хромов). Подни­мали кирпичи всем миром, день за днём в ведре (по 3 кирпича) с помощью блока и верёвки. Всего было поднято около 25000 кирпи­чей. Община многим обязана каменщику-ветерану Г. Немкову, вос­становившему полукружие закомар и пятую, полностью разрушенную главку. На перекрытиях скопилось огромное количество строитель­ного мусора, убирать его помогали учащиеся автомеханического тех­никума и прихожане храма. Летом 1994г. восстановление кровли было закончено. Построены также "пропилеи" - часовня и книжная лавка, фланкирующие вход в храм.

   Прихожанами установлена металлическая ограда в 1995г.  художествен­но выполнен­ная на заво­де "Тонар" (по проекту Е. Салова). Все сварочные работы безвозмездно произвёл Г. Коб­лов. На юго-западном краю ограды выстроена часовня с иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша".

Днём и но­чью перед иконой горит лампада. В 1995г. стены храма внутри по­крыты штукатуркой и в целях борь­бы с плесенью и грибком побеле­ны известью.

В 1996-97 гг. стены и своды расписаны художником Вадимом Дмитриевичем Степановым, имеющим большой опыт таких работ.

Он уча­ствовал в росписи многих храмов. Установка лесов, подготовка стен под роспись, малярные и подсобные работы и над­писи вы­полнялись прихожанами. На престоль­ный праздник в 1996г. при­ехали архимандрит Сергий (Шигаев) и игумен Герман (Хапугин) оба местные  уроженцы. Игумен Герман передал в дар храму частицу мощей свя­тителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси. Частица вставлена в образ святителя. Весной 1997г. под храмом было обустроено крестильной, класса и библиотеки, летом и осенью 1997г. велись работы по расширению здания воскрес­ной школы, устройству крытой паперти (наконец-то в храме стало тепло), водосвятной часовни и строительству коло­ниям кольни, на которую в 1998 г. на Сретенье после молебна и освящения подняты 8 специально подобранных колоколов, отлитых  для нашего храма на Урале. Звонари В. Кириллов, В. Копров обучают звону ребят из воскресной школы. Эта школа при Иоанно-Богословском храме создана в 1992г., тогда в ней был всего один преподаватель - настоятель храма о. Олег.  В 1993-94 гг. занятия проходили в Доме куль­туры Дулёвского фарфорового завода (быв­ший Кузнецовский), директор которого Е.В. Рахманова сама занималась с детским хо­ром в воскресной школе и пела в хоре цер­ковном. С увеличением числа учеников и расширением школьной программы по­явилась необходимость в отдельном зда­нии. В 1995г. каменное здание школы было построено. Но количество детей постоянно растёт, поэтому в 1998г. появилась ещё и летняя аудитория. В настоящее время в школе более 150 учащихся (детей и взрослых), 17 педагогов. Препо­даются Закон Божий, Писание Ветхого и Нового Завета, церковно-славянский язык, церковная история, литургика, сектоведение. При школе работают: кружок краеведения (с 1997 г. открыт школьный музей церковной истории родного края - Орехово-Зуевского благочиния), с 1996 г. кабинет быстрого опроса (с помощью обучающих машин), с 1996г. проводятся занятия по изучению Евангелия для детей и взрослых. Занятия проходят под руководством И. Исаева, В.Тереховой, О.Родионовой, Г. Крупновой и других. В проведении уроков участвуют педагог городской школы № 4  Л. Д. Денисова и педагог из ЛиДАМТа, ведущий занятия " по русской истории, И.Я. Попов. Проводятся занятия в помощь отстающим в учебе в общеобразовательной школе - по математике, физике, русскому и английскому языкам, информатике. Читается курс "Русская литература и православие". Педагогам помогает специально подобранная библиотека, в которой около 10000 томов и брошюр, богатые аудио- и видеотеки.

   В 1997 г открыт класс сравнительного богословия, оснащённый наглядными пособиями и антисектантской литературой. Самый значительный раздел библиотеки Иоанно-Богословского храма составляют творения отцов церкви, церковная история, жития, популярные брошюры. Есть книги по русской истории и зарубежная классика, поэзия, учеб­ные пособия, путешествия, альмана­хи. Заведует библиотекой Галина Крупнова. При храме создан иконо­писный класс, которым руководит Галина Машериченко. Она обучает детей и взрослых элементам рисунка, изготовлению красок (иконы пишутся минеральными красками, ра­стёртыми на яичном желтке), приготовлению левкаса, ученики сами делают иконные доски. В 2001 г. при храме создаётся мастерская, в которой желающие могут научиться у художников М. и Г. Обрубовых  росписи по фарфору. Цель мастерс­кой - изготовление украшенных фар­форовыми вставками иконостасов для нашего храма. Каждый год церковно-приходская школа проводит Пасхальные и Рождественские утренники (руководители М.А. Скворцова и Н.П. Жарикова) не только для своих учащихся, но и для гостей  пос. Савино, д. Новинка. В 2000г. наша школа участвовала в конкур­се Пасхальных утренников. Свой спектакль ребята показали в акто­вом зале Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лав­ре, а через день, из рук Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия II мы полу­чили благословен­ную грамоту "За  усердные труды во славу Церкви".

   При нашей школе работает кружок кукловодов (руководитель Е. Фирюлина), спектакли которого с интересом смотрят в школах и детских садах нашего города и окрестностей. Деятельность приходской шко­лы не ограничивается родными стенами, занятия проходят с учени­ками городских школ № 1, № 2 и № 4 (О. Родионова, Т. Борисова, Е. Исайкина), со студентами Ликино-Дулёвского автомеханического тех­никума. В цехах Дулёвского фарфорового завода установлены доски объявлений, знакомящие с цер­ковной жизнью. Труд и молитва - необходимые условия форми­рования души человека. Учени­ки воскресной школы убирают мусор, разгружают машины со стройматериалами, красят, са­жают цветы и выполняют другие работы. Каждое лето часть уче­ников приходской школы проводит в церковном лагере труда и мо­литвы. В 1999-2000 гг. это был палаточный лагерь в с. Пашнево. В 2001г. летний лагерь проводился на базе Скорбященского монасты­ря в с. Хмелеве Владимирской епархии. В учебный процесс приходс­кой школы входит посещение святынь Русской Православной Церк­ви. Ученики школы не раз бывали в Троице-Сергиевой лавре, монас­тырях и храмах Москвы, в Серафимо-Дивеевском монастыре, в хра­мах и монастырях Владимирской епархии. Ученики, участвующие в работе общества по изучению церковной истории родного края, об­следуют кладбища, со­бирают сведения и фото­материалы по истории приходов и о судьбах му­чеников за веру нашего края. Собранный материал оформляется в виде брошюр (издано бо­лее 20 наименований), в изготовлении которых (набор, макетирова­ние, работа с иллюстрациями) принимают участие и ученики приход­ской школы. С начала 2001г., под редакцией настоятеля, выпускает­ся храмовая газета: "Ликино-Дулёвское православное слово". Ежене­дельно местная газета "Ликинский вестник" печатает под рубрикой "Мы и религия" материалы, подготовленные настоятелем храма. В начале 1992 г. при Иоанно-Богословском храме был создан церков­ный хор. Его регентом стала Людмила Викторовна Мирошникова. Никто из участников ранее в церкви не пел. Регент и певцы приложи­ли огромные усилия для изу­чения в сжатые сроки Устава богослужений и церковного пения. В настоящее время, кроме основного хора, действуют детский и два учебных клас­са для взрослых, которыми руководят Л. Кащеева и И. Зимовец. Церковный хор не только принимает участие в богослу­жениях, но и выступает в концертах. В 1996г. при храме устроена столярная ма­стерская, в которой для нужд общины были изготовлены двери, оконные рамы, столы и лавки станки для живописцев, стенды и витрины для музея, книжные полки и перегородки библиотеки и многое другое. В 1998г. мастерские переведены в здание, построенное специально для них, а в освободившихся помещениях устроена благотворительная сто­ловая. В 1995-2000 гг. сила­ми общины Иоанно-Богословского храма проводились восстановительные работы и богослуже­ния в храмах с Яковлево и с. Пашнево. 1999-й для общины Иоанно-Богословского храма стал годом многих трудов, посвященных 2000летию Рождества Христова. 20 июля заложен первый камень в основание  Всесвятского храма на городском  кладбище  у  микрорайона Ликинского автобусного завода. Е 2001г. основные работы по строительству храма были закончены.

17 октября 1999 г. главный престол нашего храма освящен Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Большая груп­па тех, кто особенно отличился в работах по восстановлению храма, удостоена орденов, медалей и благосло­венных грамот. Насто­ятель храма о. Олег Пэнэжко награждён орденом Святого бла­говерного князя Дани­ила Московского III степени.

В 2001 г. обще­ственность и городс­кие власти приняли ре­шение, что отныне день города будет праздноваться 9 октября, в день празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя нашего города.

 

Материалы из специального выпуска газеты "Ликино-Дулевское православное слово" посвященного 120 -летию первого храма в г. Ликино-Дулево

 

 



Hosted by uCoz